Совместное заседание Общественного совета при Минсельхозе России

и Общественного совета при Росстате

(7 февраля 2013 г.)

 

 

Методология и организация

сельскохозяйственной статистики: текущее состояние и проблемы

 

 

В последние годы проделана довольно большая работа по реформированию государственной статистики, в том числе статистики сельского хозяйства, по ее гармонизации с международными стандартами.

1. Нормативно-правовая база государственной статистики

Важнейшим итогом прошедших лет стало создание нормативно-правовой базы государственной статистики.

Сначала были приняты два закона о всероссийских переписях – переписи населения (от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ) и сельскохозяйственной переписи (от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ), и соответствующие подзаконные акты.

Затем в 2007 г. был принят Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ), который позволил устранить имевшиеся серьезные правовые пробелы в официальном статистическом учете.

В области сельскохозяйственной статистики Росстат руководствуется также следующими документами, определяющими основные направления развития сельского хозяйства страны: Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 2071-р Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010г. №376-р о плане мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

Серьезные ограничения на статистическую деятельность накладывают Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства», которые позволяют проводить выборочные статистические наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью микропредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств - по животноводству и растениеводству лишь с годовой периодичностью, а сплошные – 1 раз в 5 лет.

Программа формирования официальной статистической информации,( в том числе по вопросам сельского хозяйства и сельских территорий) определяется Федеральным планом статистических работ (разрабатываемым Росстатом с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств) и утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Указанный документ содержит перечни около 50 министерств и ведомств – субъектов официального статистического учета и выполняемых ими статистических работ.

Сбор и обработка статистической информации по сельскому хозяйству и социально-экономическому состоянию сельских территорий, в основном, централизованы в системе Росстата.

В то же время по линии Минсельхоза России формируется главным образом оперативная информация (в том числе о севе и уборке сельскохозяйственных культур, сенокошении и заготовке кормов, движении и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и энергопотреблении, поставке минеральных удобрений и ряда других показателей).

Росреестром разрабатывается информация о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям, их состоянии и использовании для производства сельскохозяйственной продукции.

В системе Федеральной таможенной службы формируется информация об экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, продовольствия.

 

2. Международные стандарты в области

статистики сельского хозяйства

Важной задачей, стоящей перед российской статистикой, является приведение отечественной методологии и организации статистики в соответствие с международными стандартами.

Основными организациями по выработке международных стандартов в области статистического учета являются организации системы ООН (в статистике сельского хозяйства – прежде всего ФАО ООН), ОЭСР, МОТ, Евростат.

В настоящее время российская статистика сельского хозяйства, в основном, отвечает современным международным требованиям, так как методологические документы Росстата по разработке показателей, характеризующих состояние сельского хозяйства, и проведению выборочных обследований подготавливались с учетом изучения международного опыта, на основе рекомендаций ФАО ООН и других международных организаций, консультаций с экспертами статистических служб зарубежных стран и ФАО ООН; обсуждались на международных семинарах и конференциях, организованных Росстатом по вопросам программно-методологического обеспечения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (в 2006, 2007, 2008 годы).

Следует отметить, что авторитет Росстата на международном уровне в последние годы значительно повысился, особенно после успешного проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

Статистические данные по Российской Федерации официально используются статистическими службами международных организаций, что также является признанием их соответствия международным статистическим стандартам, свидетельством выполнения Российской Федерации взятых обязательств по международному информационному обмену.

Росстат активно участвует в международных семинарах и конференциях по статистике сельского хозяйства (в 2005 г. - в Мексике, в 2007 г. - в Китае, в 2008 – в США, в 2009 – в Мозамбике, в 2010 – в Уганде), а также в разработке Глобальной стратегии совершенствования сельскохозяйственной статистики, инициированной ФАО ООН. 

Программа пробной сельскохозяйственной переписи, проведенной нами в 2012 г., разрабатывалась в соответствии с Программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН раунда 2010 года.

Новым элементом Программы ФАО ООН раунда 2010 г. является сбор данных на уровне общин (сельских населенных пунктов). В этих целях был разработан переписной лист сельского поселения муниципального района, в который включены показатели об инфраструктурном обустройстве сельских населенных пунктов, об услугах (ветеринарное обслуживание, закупка продукции и переработка, техническое обслуживание сельскохозяйственной техники), об обеспечении рынками сбыта сельскохозяйственной продукции, реализации программ развития, о наличии объектов, негативно влияющих на окружающую среду и т.д.

Дальнейшее развитие статистики сельского хозяйства и сельских территорий в России будет осуществляться на основе Глобальной стратегии совершенствования сельскохозяйственной статистики, План действий по реализации которой был одобрен на 43-й сессии Статистической комиссии ООН в феврале 2012 года.

При разработке Плана «Глобальной стратегии по совершенствованию сельскохозяйственной и сельской статистики» необходимо учитывать три условия:

1) разработка минимального набора основных показателей по сельскому хозяйству, гармонизированного для стран ФАО ООН;

2) интеграция сельского хозяйства в национальную статистическую систему в целях удовлетворения как текущих, так и вновь возникающих потребностей в данных;

3) повышение квалификации сотрудников через их профессиональное обучение, включая разработку учебных материалов, справочников, проведение онлай-курсов и др.

Российская сельскохозяйственная статистика во многом соответствует этим требованиям. В частности, Росстат обеспечивает обмен информацией по основному набору показателей, разработанных ФАО ООН в рамках Глобальной стратегии, благодаря итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., а также проводимым федеральным статистическим наблюдениям.

Перейдем  к 3 разделу.

 

3. Система показателей о состоянии сельского хозяйства и сельских территорий

В результате совместной деятельности министерств и ведомств, изучения международного опыта в области сельскохозяйственной статистики, внедрения международных стандартов в российскую практику, сформирована весьма обширная система показателей о состоянии сельского хозяйства и сельских территорий.

Для начала рассмотрим основные показатели состояния сельского хозяйства:

- макроэкономические показатели по сельскому хозяйству (объемы и индексы производства продукции сельского хозяйства - по видам экономической деятельности и категориям сельхозпроизводителей по России и субъектам Российской Федерации, муниципальным районам и городским округам);

Расчет объема и индекса производства продукции сельского хозяйства осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по проведению годового и квартальных (месячных) расчетов объема и индекса производства продукции сельского хозяйства, которые были актуализированы с учетом методологии СНС-93 и внедрения в статистическую практику Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), гармонизированного со статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейской экономическом сообществе (КПЕС 2002).

- состояние растениеводства (посевные площади, валовые сборы и урожайность сельскохозяйственных культур, реализация продуктов растениеводства по категориям сельхозпроизводителей);

- состояние животноводства (поголовье сельскохозяйственных животных по видам, производство и реализация продуктов животноводства, продуктивность скота и птицы, расход кормов по категориям сельхозпроизводителей; заготовка кормов в сельскохозяйственных организациях);

Расчеты вышеуказанных статистических характеристик осуществляются на основе следующих методологических указаний:

- по проведению годовых и текущих расчетов объемов производства продуктов растениеводства и животноводства (в натуральном выражении) в хозяйствах всех категорий,

- по проведению годовых и текущих расчетов объемов реализации продукции растениеводства и животноводства в хозяйствах всех категорий,

 - по проведению годовых расчетов объема расхода кормов скоту и птице в хозяйствах всех категорий.

- характеристика земельных ресурсов (по категориям земель, угодьям и землепользователям);

- техническая оснащенность сельского хозяйства (наличие и обеспеченность техникой, коэффициент обновления (ликвидации) сельскохозяйственной техники, энергообеспеченность в сельскохозяйственных организациях);

- труд и оплата труда работников сельского хозяйства (заработная плата работников сельского хозяйства отдельно по России и входящим в нее субъектам);

- финансовое состояние сельскохозяйственных производителей (число прибыльных и убыточных сельскохозяйственных организаций, доля убыточных хозяйств, прибыль (убыток) до налогообложения, рентабельность проданной сельскохозяйственной продукции, дебиторская и кредиторская задолженность и др.);

Данные  о финансовом состоянии сельскохозяйственных производителей разрабатываются на основе данных формы федерального статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» и  годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставляемой сельскохозяйственными производителями, являющимися юридическими лицами,  и не относящимися к субъектам малого предпринимательства.

Данные по форме №П-3 являются оперативными.  Окончательные данные  формируются  на основании разработки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая представляется в территориальные органы Росстата в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».  Информация по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности формируется по полному кругу организаций.

- инвестиции в сельское хозяйство (объем инвестиций в основной капитал, в том числе иностранные, по источникам финансирования, их видовая структура, ввод в действие новых фондов в сопоставимых ценах; коэффициенты обновления, износа основных фондов и др.);

- балансы продовольственных ресурсов (зерна, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, картофеля, овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод формируются по России и субъектам Российской Федерации);

Построение балансов осуществляется в соответствии с «Методологическими указаниями по составлению годовых балансов продовольственных ресурсов».

- производство продуктов переработки сельскохозяйственного сырья (мясо, масло, сыры, мука, крупа, сахар-песок, консервы и т.д.);

С января 2010 г. Росстат осуществляет формирование официальной статистической информации по продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), гармонизированным со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002).

Структура ОКПД взаимосвязана со структурой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред. 1.1) - Statistical Classification of economic activities in the European Economic Community (NACE Rev. 1.1), поскольку производимая продукция является результатом видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами.

- цены и индексы цен (как производителей сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, так и на приобретенные сельхозпроизводителями промышленную продукцию и услуги, цены на приобретенное сельскохозяйственное сырье);

Расчет средних цен и индексов цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию осуществляется в соответствии с  «Методологическими положениями по наблюдению за ценами производителей сельскохозяйственной продукции», утвержденными приказом Росстата от 18.04.2011г. № 191 и согласованными с Минсельхозом России и Минэкономразвития России.

В основе методологии по индексам цен производителей лежит «Руководство по индексам цен производителей, теория и практика», подготовленное МОТ, МВФ, ОЭСР, ЕЭК ООН, Всемирным банком.

- экспорт, импорт сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, продовольствия.

Источниками формирования данных по статистике внешней торговли товарами являются данные таможенной статистики, формируемые на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеэкономической деятельности, данные взаимной торговли с государствами-членами Таможенного союза (Республикой Беларусь и Республикой Казахстан), полученные на основе статистической формы учета перемещения товаров.

В связи с принятием Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в Росстате были проведены работы по информационному обеспечению целевых показателей программы, сбор и обработка данных по которым осуществляется в системе Росстата.

Кроме этого были дополнительно включены показатели в ряд форм статистической отчетности, в частности, о поголовье табунных лошадей, маралов, реализации новых видов продукции растениеводства и животноводства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т.д.

В рамках мероприятий по утверждению форм федерального статистического наблюдения на 2013г. проводилась работа по совершенствованию системы показателей по статистике растениеводства.

В целях информационного обеспечения мониторинга деятельности субъектов бюджетного планирования также введены новые показатели, в том числе позволяющие более точно оценить уровень использования пашни, расширен перечень продукции, производимой в теплицах и парниках.

Большие возможности в развитии сельскохозяйственной  статистики открылись благодаря проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

Полученные итоги сельскохозяйственной переписи как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам, а также  по муниципальным образованиям, позволили сформировать федеральные информационные ресурсы об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства, о наличии и использовании его ресурсного потенциала; обогатить сельскохозяйственную статистику данными, которых не было в текущей статистической отчетности.

По итогам сельскохозяйственной переписи в целях совершенствования статистической информации и обеспечения ее объективности Росстатом была проведена работа по пересчету ретроспективных динамических рядов по основным показателям сельского хозяйства, а также сопряженным с ними показателям на основе результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

Система статистических показателей о состоянии сельских территорий – не менее обширна:

- демографическая ситуация на селе, занятость в сельском хозяйстве (численность сельского населения по полу и возрасту; коэффициенты рождаемости, смертности, младенческой смертности, материнской смертности, естественного прироста (убыли), миграционного прироста (убыли)  в сельской местности; экономически активное население; безработица по полу, возрасту,  уровню образования, профессиональным группам занятий по городской и сельской местности);

Данные по экономической активности, занятости и безработице формируются по итогам выборочных обследований населения по проблемам занятости. Обследование проводится на основе выборочного метода наблюдения путем опроса населения по месту постоянного проживания, позволяет производить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ) и охватывает все субъекты Российской Федерации, городскую и сельскую местность

- состояние социальной сферы на селе (обеспеченность жильем, газом (сетевым, сжиженным), горячим водоснабжением, отоплением, канализацией, водопроводом, тарифы на жилищно-коммунальные услуги, обеспеченность почтовой, телеграфной, телефонной связью, протяженность дорог общего пользования местного значения, число и длина автобусных маршрутов, пассажирооборот, грузооборот, обеспеченность дошкольными и школьными учреждениями, объектами культуры, больницами, медицинским персоналом и т.д.);

Официальная статистическая информация по социальному развитию села формируется с годовой периодичностью в соответствии с разделами №№ 1.13, 1.14, 22 и 54 Федерального плана статистических работ.

Субъектами официального статистического учета по этим разделам являются главным образом министерства социального блока: Минобрнауки России (общеобразовательные учреждения и с текущего года - учреждения профессионального образования), Минкультуры России (учреждения культуры и кинематографии).

Росстатом формируется официальная статистическая информация по дошкольным образовательным учреждениям, которая по большей части (контингент детей, персонал учреждений и т.д.) разрабатывается по сельской местности. Кроме того, с отчета  за 2012 год  разрезность по селу введена  по показателям численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные  образовательные учреждения.

- воздействие сельскохозяйственного производства на окружающую среду (внесение минеральных и органических удобрений, эрозия почв, деградация земель, рекультивация земель, загрязнение сточных вод, выбросы парниковых газов и др.);

- уровень жизни (по данным обследования бюджетов домашних хозяйств рассчитывается уровень и структура потребительских расходов домохозяйств, уровень благосостояния, уровень потребления продуктов питания в среднем на члена домохозяйства, пищевая и энергетическая ценность продуктов питания; жилищные условия, наличие товаров длительного пользования, доступность объектов инфраструктуры; социально-демографические характеристики членов домохозяйств);

Важнейшими из показателей по направлению «доходы населения и уровень жизни» являются показатели, характеризующие объем и динамику денежных доходов населения на макроэкономическом уровне, распределение доходов по основным социально-экономическим группам, индикаторы уровня бедности, а также показатели, отражающие условия жизни населения (жилищные условия, качество и доступность в получении медицинских и образовательных услуг, вовлеченность в процессы социальной интеграции, качество питания, образ жизни и т.д.).

Проблемой является то, что имеющаяся в настоящее время информационная база, на основании которой производятся оценки различий в уровне благосостояния между домашними хозяйствами, проживающими в городской и сельской местности, содержит, главным образом, вопросы о расходах населения, не являющиеся достаточными для выработки адекватного подхода при оценке показателей доходов. В настоящее время в качестве альтернативы показателю денежных доходов населения Минсельхозом России  широко применяется показатель «располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности».

Расчет показателя  распределения доходов, социально-экономической дифференциации и доли населения с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в разрезе сельского населения Росстатом не производится в связи с указанным выше отсутствием информационной базы, позволяющей произвести оценку макроэкономического показателя объемов денежных доходов, приходящихся на долю сельского населения, а также ввиду недостаточных объемов выборки для проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в субъектах Российской Федерации, которое в настоящее время является единственным источником информации для определения характеристик распределения доходов населения. 

В соответствии с международными статистическими стандартами для получения информации об уровне бедности сельского населения, так и для расчета показателя доходов сельского населения требуется  проведение специализированного выборочного обследования доходов домашних хозяйств. 

Указанное обследование является составной частью системы выборочных обследований населения по социально-демографическим проблемам, реализация которой поручена Росстату постановлением Правительства Российской Федерации. Система охватывает регулярное проведение серии дополнительных выборочных обследований по различной социальной проблематике на период 2011-2025гг.

В 2011 году проведено выборочное обследование доходов и участия и в социальных программах с охватом 10 тыс. домашних хозяйств. Начиная с 2014 года, предусмотрено проведение указанного обследования на ежегодной основе с охватом 45 тыс. домашних хозяйств. В 2017 году (по итогам за 2016 год) и далее, с периодичностью 1 раз в 5 лет, выборка по этому обследованию будет расширена до 160 тыс. домашних хозяйств (из них 100 тыс. домашних хозяйств в городской местности и 60 тыс. – в сельской), что обеспечивает получение представительных оценок доходов и их распределения между основными социальными группами населения на уровне субъектов Российской Федерации.

4. Любая информационная система, а тем более такая большая, как статистика, не может строиться иначе, как на строгой системе классификации в сельскохозяйственной статистике

Одной из важных задач системы официальной статистики в России является получение актуальных статистических данных на основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, гармонизированных с международными стандартными классификациями.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г.  282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (статья 4) одним из принципов официального статистического учета является применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в системе государственной статистики, что обеспечивает её сопряжение с другими государственными информационными системами, создание единого информационного пространства.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г.                 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (статья 15) общероссийские классификаторы распределяют технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Особенностью общероссийских классификаторов является их применение как в статистическом учете для проведения статистических наблюдений, так и для решения задач в других сферах государственного управления, связанных с разработкой прогноза и проведения мониторинга состояния и развития российской экономики, в том числе сельского хозяйства, при налоговом администрировании, в бюджетном процессе и т.д. Из-за того, что другими ведомствами, включая Минсельхоз России, в этих сферах применяются различные классификаторы, в том числе устаревшие их версии, на практике в результате этого часто возникают проблемы с сопряжением статистических данных при межведомственном информационном обмене.

К примеру, в системе Минсельхоза России продолжает применяться устаревший Общероссийский классификатор продукции (ОКП). При этом Росстат, начиная с 2010 года, перешел на применение новых, разработанных Минэкономразвития России Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007), который базируется на Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС/NACE ред. 1.1.) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), который базируется на Классификации продукции по видам деятельности Европейского Союза (КПЕС/СРА - 2002), согласованной с Классификацией основных продуктов (КОП/CPC).

Внедрение ОКПД в статистическую практику позволяет проводить сопоставления статистических данных о производстве, продаже, экспорте, импорте продукции. Проведение этих сопоставлений стало возможным, поскольку ОКПД тесно взаимосвязан с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), которая используется для идентификации товаров экспортно-импортных операций и установления соответствующих таможенных тарифов.

Переход на новые версии ОКВЭД-2 и ОКПД-2  планируется осуществить с 2015 года при условии утверждения этих классификаторов и введения их в действие с 1 января 2014 года  с учетом установления для их внедрения переходного периода в течение 2014 года для проведения подготовительных работ по разработке переходных ключей: ОКВЭД-2007-ОКВЭД-2 и ОКПД-1-ОКПД-2 и пересмотра на их основе статистических номенклатур и статистического инструментария. 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» Росстат обеспечивает разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов: объектов административно-территориального деления (ОКАТО), территорий муниципальных образований (ОКТМО), органов государственной власти и управления (ОКОГУ), организационно-правовых форм (ОКОПФ), форм собственности (ОКФС), предприятий и организаций (ОКПО).

В настоящее время близится к завершению создание Росстатом новой версии Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

ОКТМО будет включать коды и наименования всех населенных пунктов, в том числе сельских, входящих в состав муниципальных образований.

С 1 января 2013 года в соответствии с приказом Росстата от 23.11.2012 № 614 в систему государственной статистики внедряется новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012, утвержденная приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст.

Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

Решение стоящих перед российской экономикой задач перехода на новые общероссийские и статистические отраслевые классификаторы позволит серьезно улучшить качество российской официальной статистики и выполнить обязательства Российской Федерации перед международными организациями.

 

5. Методология и организация статистики сельского хозяйства

В Российской Федерации разработка статистических показателей, характеризующих состояние сельского хозяйства, осуществляется на надежной методологической основе по их разработке.

Статистическое наблюдение в сельском хозяйстве осуществляется с применением комбинированного метода статистического наблюдения, сочетающего периодическое проведение всероссийских сельскохозяйственных переписей, выборочных обследований и сплошного учета в межпереписной период по соответствующим категориям хозяйств.

Первая Всероссийская сельскохозяйственная перепись, в соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ, была проведена в 2006 году.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 2062-р в 2016 г. будет проведена очередная Всероссийская сельскохозяйственная перепись.

В целях отработки основных методологических и организационных положений проведения очередной Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от  8 июня 2011 г. № 976-р в 2012 г. в Лискинском районе Воронежской области и Cемикаракорском районе Ростовской области была проведена пробная сельскохозяйственная перепись.

По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006г. были сформированы генеральные совокупности (ГС №№ 1-6) по всем категориям сельскохозяйственных производителей. По четырем из них (ГС №1 «Организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства», ГС №2 «Малые сельскохозяйственные предприятия», ГС №3 «»Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели» и ГС №4 «Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан»), начиная с 2010 г., ежегодно осуществляется актуализация объектов.

В целях совершенствования статистического наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на основе материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. были разработаны соответствующие методические указания по организации и проведению выборочного статистического наблюдения за их сельскохозяйственной деятельностью.

В настоящее время разработана программа и методология проведения выборочного обследования садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан на основе материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

В связи с принятием федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» разработаны Методические указания по проведению выборочного статистического наблюдения за деятельностью сельскохозяйственных организаций - субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с вышеназванными документами организованы выборочные статистические наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью:

- малых предприятий (кроме микропредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств) - по животноводству с месячной периодичностью, по растениеводству – 2 раза в год (на 1 октября и 1 декабря);

- микропредприятий - по животноводству и растениеводству с годовой периодичностью;

- крестьянских (фермерских) хозяйств - по животноводству и растениеводству с годовой периодичностью.

На основе использования материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. осуществлена работа по совершенствованию следующих методических указаний:

- по проведению годового и квартальных (месячных) расчетов объема и индекса производства продукции сельского хозяйства,

- по проведению годовых и текущих расчетов объемов производства продуктов растениеводства и животноводства (в натуральном выражении) в хозяйствах всех категорий,

- по проведению годовых и текущих расчетов объемов реализации продукции растениеводства и животноводства в хозяйствах всех категорий,

- по проведению годовых расчетов объема расхода кормов скоту и птице в хозяйствах всех категорий.

6. Распространение статистической информации

 по сельскому хозяйству

Большое внимание уделяется вопросам распространения статистической информации.

Разрабатываемая в соответствии с Федеральным планом статистических работ информация по сельскому хозяйству и социально-экономическому состоянию сельских территорий включается в ежемесячный доклад «О социально-экономическом положении России», в соответствующие тематические бюллетени и сборники, официальные публикации, размещается на Интернет-сайте Росстата.

Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., представленные в 14-ти томах официальных изданий Росстата, по России в целом, в разрезе федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальным образованиям, в том числе OLAP-кубы, карты, атлас, также размещены на сайте Росстата.

В этом году будет подготовлено новое издание сборника «Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России» (с периодичностью выпуска 1 раз в 2 года), в котором в продолжительной динамике (с 2000 г.) будут приведены данные, характеризующие состояние растениеводства и животноводства, материально-техническую базу, объем инвестиций в основной капитал, наличие и обеспеченность хозяйств сельскохозяйственной техникой и удобрениями, реализацию основных продуктов сельского хозяйства, производство, розничную продажу и потребление продуктов питания, финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций, средние цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию, отдельные промышленные и продовольственные товары и их индексы, внешнюю торговлю продовольственными товарами, аспекты социальной сферы села, а также лесные ресурсы, их охрану и охотничье хозяйство.

В соответствующих разделах Интернет-сайта Росстата представлены табличные материалы, оперативная информация, методологические указания, графический материал (картограммы, диаграммы, графики), официальные публикации, характеризующие сельское хозяйство и социально-экономическое состояние сельских территорий.

Вся информация, размещаемая на Интернет-сайте Росстата, находится в открытом и бесплатном доступе, все пользователи имеют доступ ко всем официальным публикациям Росстата и базам статистических данных.

При этом одним из важных направлений работ Росстата является развитие унифицированной геоинформационной системы статистики Росстата (ГИС статистики), которая уже сейчас активно используется при подготовке статистических картограмм для официальных публикаций, информационно-статистических материалов, в том числе на Интернет-сайте Росстата.

Развитие ГИС-статистики осуществлено в части  актуализации картографической основы и расширения функциональных возможностей, построения картограмм самого различного типа, включая точечное отображение данных.

Система контроля итогов ВСХП с использованием технологий спутникового мониторинга, а в дальнейшем и контроль данных текущего статнаблюдения.

Еще одним из новых направлений развития государственной статистики России является интеграция и гармонизация статистических информационных ресурсов федеральных органов государственной власти в масштабах государства. С этой целью создается Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). ЕМИСС должна интегрировать разрозненные сегодня информационно-статистические ресурсы различных министерств и ведомств на основе единых принципов организации метаданных и распространения информации и позволит обеспечивать заинтересованных пользователей, в т.ч. органы государственной власти, оперативной статистической информацией с единого интернет-портала федеральной статистики fedstat.ru.

7. Проблемы статистики сельского хозяйства

1. Доработка нормативно-правовой базы

1.1. Организация статистического наблюдения за деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств осложняется неопределенностью правового статуса хозяйствующих субъектов, фактически получивших земельные участки для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, но не прошедших государственную регистрацию. В то же время в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. доля таких крестьянских (фермерских) хозяйств составляла около 15% от общего числа крестьянских (фермерских) хозяйств.

В 2009 г. Росстат вносил в Миэкономразвития России и Минсельхоз России предложения по разработке механизмов взаимодействия органов, осуществляющих государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств и предоставляющих им земельные участки.

В настоящее время Минсельхозом России согласно поручению Правительства Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В целях повышения качества статинформации о деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств желательно ускорить принятие вышеназванного документа.

1.2. Организация выборочного статистического наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью личных подсобных хозяйств затруднена в связи с тем, что (как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись) деятельность части личных подсобных хозяйств по своему характеру соответствует индивидуальному предпринимательству.

Часть личных подсобных хозяйств имеет в пользовании земельные участки, площадь которых значительно превышает сложившийся средний размер участка, используемый для ведения личного подсобного хозяйства. Так, по итогам ВСХП в целом по Российской Федерации в среднем на одно личное подсобное хозяйство приходилось 0,5 га общей земельной площади. При этом на долю 2% хозяйств, имеющих в пользовании земельные участки с площадью более 3 га, приходилось почти половина общей площади земель личных подсобных хозяйств.

В соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» (пункт 5 статьи 4) «Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз».

Однако не прописан механизм принятия мер в случае превышения установленных норм, что делает принятые нормы заведомо неисполнимые.

Предыдущая редакция статьи предусматривала, что «Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.».

Учитывая изложенное, по-нашему мнению, целесообразно разработать нормативный правовой акт, определяющий порядок регистрации личных подсобных хозяйств с площадью, превышающей установленный законами субъектов Российской Федерации максимальный размер общей площади, в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства.

1.3. В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду.

Одновременно в соответствии с Гражданским кодексом РФ «Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме».

Указанные нормы позволяют при ежегодном использовании земли гражданами, занимающимися предпринимательской сельскохозяйственной деятельностью, не регистрировать аренду земли сроком менее 1 года.

Отсутствие нормы, обязывающей регистрировать эту сделку всеми землепользователями независимо от срока, затрудняет контроль учета посевных площадей, а в период подготовки к сельскохозяйственной переписи - составление списков респондентов.

2. Разработка классификаторов сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных, гармонизированных с ОКВЭД и ОКПД

Необходимо отметить, что в настоящее время применение в статистической практике Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, гармонизированного со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе и предназначенного для классификации и кодировании продукции, в ряде случаев не позволяет однозначно идентифицировать виды сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных.

В этой связи актуальной является разработка для использования в статистической практике классификаторов сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных, гармонизированных со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (CPA 2008).

3. Информационное обеспечение построения балансов продовольственных ресурсов

Росстат в настоящее время осуществляет построение балансов продовольственных ресурсов не только в целом по России, а также и по субъектам Российской Федерации.

Однако сохраняются определенные проблемы информационного обеспечения построения балансов продовольственных ресурсов по субъектам Российской Федерации. Это в первую очередь касается статей балансов, характеризующих межрегиональную торговлю продукцией. 

Кроме того, в соответствии с международной практикой в большинстве стран построения балансов продовольственных ресурсов осуществляется в целом по стране.

В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть вопрос о возможности построения балансов продовольственных ресурсов в целом по Российской Федерации.

В рамках продолжения работы по улучшению качества и объективности данных балансов продовольственных ресурсов, в частности молока и молокопродуктов, необходимо Минсельхозу России осуществить пересмотр коэффициентов пересчета молокопродуктов в молоко с учетом трансформации технологий производства продукции, появления новых продуктов, значительных сдвигов в ассортименте молочных товаров, изменения структуры потребления.

Неоднократные инициативы Росстата по данной проблеме пока министерством не осуществлены.

4. Проблемы проведения выборочных обследований

4.1. Важнейшей проблемой является актуализация генеральной совокупности личных подсобных хозяйств.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. доля хозяйств, не осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, составляла 11,3%, а хозяйств с заброшенными участками (пустующими домами) – 6,8 процентов.

Основным источником актуализации генеральных совокупностей личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан в межпереписной период являются похозяйственные книги, ведение которых возложено на органы местного самоуправления. Вместе с тем, сельскими администрациями зачастую не проводятся ежегодные обходы хозяйств населения по состоянию на 1 июля, как предусмотрено указаниями по ведению книг похозяйственного учета, а актуализируются только на момент обращения за справками граждан, реализующих свою продукцию.

В связи с этим вопрос обеспечения качественного ведения книг похозяйственного учета является актуальным. На наш взгляд, привлечение временных работников (хотя бы 1 раз в 3 года) для проведения работы по комплексной проверке данных похозяйственных книг позволило бы решить проблему по актуализации генеральных совокупностей личных подсобных хозяйств, что в свою очередь, повысило бы качество статинформации по этой категории хозяйств.

4.2. Проблемы остаются и в организации выборочного наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан.

Статистическая информация о личных подсобных хозяйствах, в которых производится около 45% объема сельхозпродукции, используется для мониторинга хода реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, Доктрины продовольственной безопасности страны, Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней (АЧС) на территории Российской Федерации, в расчетах макроэкономических показателей России и субъектов Российской Федерации. 

В обследовании сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств участвует 26,5 тыс. хозяйств (0,2% от общего объема генеральной совокупности). Для проведения обследования привлечены 1099 интервьюеров, которые ежемесячно проводят опрос респондентов по разделам формы. Размер их оплаты труда  в 2012 г. составлял 1904 рубля за 10 дней работы.

В целях повышения качества информации о производстве сельскохозяйственной продукции хозяйствами населения Росстат неоднократно поднимал вопрос об увеличении объема выборочной совокупности личных подсобных хозяйств в два раза (с 0,2 до 0,4%), а также оплаты труда интервьюеров. В течение 2010 – 2011 годов Росстат выходил с предложением в Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минфин России, Правительство Российской Федерации о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на указанные цели. Однако вопрос не был решен.

4.3. В настоящее время разработана программа и методология проведения выборочного обследования садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан на основе материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, но организовать эти обследования в межпереписной период (1 раз в 2 года) нет возможности из-за дефицита финансовых средств.

5. В условиях существенных структурных изменений в сельском хозяйстве в последние годы необходимо проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи чаще, чем один раз в 10 лет, или структурного обследования 1 раз в 3 года

5.1. Проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи», которым установлено, что Всероссийская сельскохозяйственная перепись проводится с периодичностью не реже одного раза в десять лет.

Росстат неоднократно излагал свою позицию, согласованную с Минсельхозом России, что в целях обеспечения качества статистической информации и проведения актуализации генеральных совокупностей требуется проведение переписи с более частой периодичностью, чем один раз в 10 лет.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 976-р было определено проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи в июле 2014 года.

Однако, в связи с отсутствием источников финансового обеспечения, срок проведения переписи распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 2062-р. был перенесен с 2014 г. на 2016 год.

Только перепись позволяет получать по широкой программе статистическую информацию, необходимую для разработки перспективных направлений развития агропромышленного комплекса, сельских территорий страны и оценки продовольственной безопасности Российской Федерации, осуществления государственной земельной политики.

Перепись – единственный источник статистических данных в муниципальном разрезе. В результате переписи 2006 г. сформированы итоги по 27 тыс. сельских и городских поселений.

Всероссийская сельскохозяйственная перепись является основой организации сельскохозяйственной статистики. Только перепись дает возможность уточнить сведения по сельскохозяйственным производителям, необходимые для организации выборочного статнаблюдения за субъектами малого предпринимательства, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, т.к. в соответствии с действующим законодательством в межпереписной период большинство сельскохозяйственных производителей обследуется с применением выборочного метода статистического наблюдения.

Проведение переписи важно и в целях обеспечения международных обязательств по информационному обмену с международными организациями (ФАО ООН, МВФ, ВТО, ОЭСР).

5.2. В условиях проведения переписи 1 раз в 10 лет целесообразно (хотя бы 1 раз в 3 года) организовывать проведение структурных обследований личных подсобных хозяйств  в целях актуализации их генеральных совокупностей. Это обусловлено динамичностью процессов и существенными структурными изменениями в сельском хозяйстве в последние годы, в том числе связанными с государственной поддержкой сельскохозяйственных производителей, изменяющейся демографической ситуации на селе.

6. Использование первичных статистических данных в качестве основания для выплаты сельскохозяйственными производителями различного вида финансовых средств

В последние годы одной из нерешенных проблем является практика подготовки Минсельхозом России проектов нормативных правовых актов о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации, содержащих положения о необходимости наличия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления средств сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации и утверждающего необходимый перечень документов для их получения, в составе соглашения, форма которого утверждается Минсельхозом России.

Исходя из сложившейся ранее практики принятия (в соответствии с рекомендациями Минсельхоза России) указанных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, в качестве основания для выплаты сельскохозяйственным производителям различного вида финансовых средств (субсидии, страховые выплаты и др.) устанавливается использование первичных статистических данных, подтвержденных органами государственной статистики.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Принцип конфиденциальности данных, собираемых для целей официальной статистики, является одним из Основополагающих принципов официальной статистики, утвержденных Статистической Комиссией ООН. Несоблюдение принципа конфиденциальности будет препятствовать позитивной оценке российской статистики со стороны международных организаций, снизит атмосферу доверия респондентов к органам государственной статистики.